«Как справиться с детской тревожностью»
Тревожность у детей — одна из основных проблем
современности. Тревожные дети –
это дети, которых постоянно что-то беспокоит. Очень часто они начинают бояться
чего-либо еще до начала этого события.
Тревожные детки зачастую слишком
требовательны к себе, соответственно уровень их самооценки очень низкий. Они
беспомощны, несамостоятельны, твердо уверенны в том, что они хуже других. Любую
работу они делают напряженно, долго и скованно, поэтому очень быстро устают. И
даже во сне им не всегда удается расслабиться и отдохнуть, так как им очень
часто сняться страшные сны.
Одной из причин повышенного уровня
тревожности дошкольников является нарушение детско-родительских отношений.
Некоторые родители, стремясь уберечь ребенка от любых реальных и мнимых угроз
для его жизни и безопасности, формируют у него тем самым ощущение собственной
беззащитности перед опасностями мира. Все это отнюдь не способствует
нормальному развитию малыша, реализации его творческих способностей и мешает
его общению со взрослыми и сверстниками.
Большинство родителей тревожных детей не
осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Так, иногда
«неподготовленные» родители, узнав о возникновении у ребенка каких-либо
страхов, занимают неправильную позицию. Они начинают либо уговаривать ребенка,
чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то, и другое может только
способствовать усилению тревожности.
На что
следует обратить внимание:
Большое количество замечаний, окриков, одергиваний
может вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу, а иногда и то, и
другое. Родителям в такой ситуации следует:
v Записать все замечания, которые они
сделали или хотели бы сделать ребенку в течение дня, затем выделить те из них,
которые способствовали не улучшению, а, возможно, ухудшению взаимоотношений с
ребенком. Если среди этих замечаний были угрозы невыполнимых наказаний, то
таким родителям необходимо научиться сдерживать себя и обдумывать то, что они
говорят ребенку.
v Родителям следует как можно больше
общаться со своими детьми, устраивать совместные праздники, походы в зоопарк, в
театр, на выставки, выезжать на природу.
v Поскольку у тревожных детей часто
появляется потребность кого-то любить и ласкать, то хорошо бы иметь дома
собственных животных: кошку, собаку, хомячка или попугайчика. Совместный уход
за любимым питомцем поможет выстроить партнерские отношения между родителями и
ребенком.
Короткие правила по взаимодействию с тревожными
детьми:
v Не сравнивайте ребенка с окружающими.
v Чаще используйте телесный контакт,
упражнения на релаксацию.
v Способствуйте повышению самооценки
ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
v Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
v Демонстрируйте образцы уверенного
поведения, будьте во всем примером ребенку.
v Не предъявляйте к малышу завышенных
требований.
v Будьте последовательны в воспитании
ребенка.
v Старайтесь делать как можно меньше
замечаний.
v Используйте наказания лишь в крайних
случаях. Не унижайте ребенка, наказывая его.
v Не привлекайте тревожных детей к видам
деятельности соревновательного характера.
v Не подгоняйте тревожных детей
флегматического и меланхолического типов темперамента, дайте им возможность
действовать в привычном для них темпе (такого ребенка можно чуть раньше, чем
остальных, посадить за стол, одевать его в первую очередь и т. д.).
v Хвалите ребенка даже за незначительные
достижения.
v Не заставляйте малыша заниматься
незнакомыми видами деятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий