«Психологическая безопасность ребенка в семье»
Мы привыкли рассматривать семью как очаг
мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий
человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее
сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество
различных подходов к изучению семьи.
Важнейшим фактором становления
личности ребёнка является психологическая безопасность. Психологическая
безопасность ребенка – такое состояние, когда обеспечено его
успешное психическое развитие, это одно из главных условий
психического и физического здоровья ребенка. Психологическая безопасность во
многом определяется эмоциональным климатом семьи, в которой растет
ребенок. Признаки благоприятного психологического климата в семье: - гордость за принадлежность к своей семье;
- сплочённость;
- ответственность;
- высокая доброжелательная требовательность друг к другу;
- эмоциональная удовлетворённость;
- уважение и доверие;
- чувство защищённости;
- готовность помочь друг другу;
- возможность всестороннего развития личности и реализация потенциала каждого
члена семьи;
Но, к сожалению, семья (даже внешне благополучная) очень часто
напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров,
взаимных обвинений и угроз, нередко доходит
и до применения физической силы. А ведь именно семья
должна обеспечивать развивающий характер ребенку-дошкольнику, а
школьникам – состояние психологической защищенности. Дети очень чувствительны к
влиянию психологического насилия, опасности, дискомфорта.
Психологическое насилие - это воздействие,
причиняющее обиду, вызывающее гнев, страх, эмоциональную
неуверенность в собственной значимости и неспособность защитить себя от этого.
Порой родители в воспитательных целях проявляют психологическое насилие по
отношению к собственному ребенку, не отдавая себе отчет в том, что таким
образом, они достигнут противоположного эффекта. Ребенок осознанно или
неосознанно начинает сопротивляться, по-своему отражать
неблагоприятные воздействия со стороны родителей, старается всячески
защититься от возможных угроз его личности. Так формируются определенные
механизмы психологической защиты. В некоторых случаях
дети начинают лгать, изворачиваться, уходить из дома, в других
- наоборот - противостоять родителям: делать все во вред,
вести себя вызывающе, демонстративно, открыто или скрыто бунтовать.
Психологическое насилие в семье имеет следующие проявления: употребление
родителями бранных слов и крика, постоянные допросы и унижения,
оскорбления, проявление грубости по отношению к друзьям
ребенка, оскорбление их, контроль и ограничение действий,
неясные угрозы.
Что же является основными причинами нарушения психологической безопасности
ребенка в семье?
- Дефицит внимания к
ребенку в семье. Тогда когда даже ухоженный, вовремя накормленный,
заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким,
психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний,
интересов никому нет дела.
2.Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперопекой, т.е. неумением
справляться с жизненными ситуациями. Там, где господствует жесткая
регламентация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается
места для нравственности.
Напряженная жизнь, стрессовые ситуации, в тех семьях, где происходит разлад
между родителями (одной из причин разлада в семье, и это одна из главных причин
– алкоголизация родителей). В результате постоянного нарушения в семье
психологической безопасности у ребенка формируется низкая
самооценка, на фоне других детей он начинает осознавать свою не успешность.
Нарушения психологической безопасности проявляются в
следующем: беспокойный сон, трудности в засыпании, проявления
беспричинной обидчивости, плаксивости или повышенной агрессивности,
рассеянность и невнимательность, проявления упрямства, нарушение аппетита,
повышенная тревожность.
Все перечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится
в состоянии психоэмоционального напряжения или стресса. Более того,
нарушения внутрисемейных отношений приводят к формированию социально опасного
поведения ребенка.
Типичными нарушениями родительского поведения, которые неизбежно нарушают
психологическую безопасность ребенка и побуждают его формировать всевозможные
способы психологической защиты, можно отнести и следующие внутрисемейные
моменты: прямое и непрямое доминирование родителей, безразличие к ребенку,
недостаток теплоты и уважения к индивидуальным потребностям ребенка, понуждение
принимать чью-то сторону в родительских спорах, невыполнение обещаний.
Родители, страдающие от упрямства, «неуправляемости» своих детей,
не отдают себе отчета в том, что все это проявление детского
бессилия. Поэтому, сталкиваясь с реакциями защитного поведения, надо не
столько огорчаться и раздражаться, сколько проявлять терпение и, главное,
любовь и дружескую снисходительность.
А как же справиться с этим причинами,
которые приводят к нарушению психологического здоровья?
Существуют 3 фактора, которые позволяют родителям оказывать позитивное
влияние на судьбу своих детей и на принимаемые ими решения.
1.Это взаимоотношение родителей. Ребенок -
плод взаимоотношений родителей. И любовь родителей друг к другу - это его
жизненная основа, основа его уверенности в себе, в своей ценности. Если ребенок
видит, что его родители любят друг друга, он чувствует себя в безопасности.
Поэтому,
обнимитесь на глазах у детей, говорите о том, что любите друг друга,
чтобы дети это слышали. Как минимум: не ссорьтесь, не выясняйте отношения, не
плачьте на глазах у детей.
И еще важным моментом является личный пример родителей. Если с ребенком
проблемы, то в первую очередь нужно анализировать себя и свои взаимоотношения в
семье. Обычно дети зеркально отражают наши проблемы. Но пока мы сами не
преодолеем эти проблемы, мы не сможем требовать этого от детей. Требуйте
от себя вежливости, уважения к собственным родителям, бесконфликтности,
здорового образа жизни. Как известно, «дети поступают не так, как мы им
говорим, а так как поступаем мы сами.
2.Создание безопасного климата в семье. Атмосфера безопасности обеспечивается гармоничным сочетанием твердости и
мягкости, труда и отдыха, необходимо поощрять и хвалить детей – для развития
адекватной самооценки. Дом, где ребенок чувствует, что ему рады, что он
вызывает интерес, что его уважают, его переживания разделены, и он играет
определенную нужную и важную роль, всегда будет притягивать его и поддерживать
его уверенность в себе (а у нас зачастую родители не хотят забирать
своих детей даже на выходные дни, а детки это очень сильно переживают и
чувствуют свою ненужность родителям).
Фактор, который позволит родителям оказывать позитивное влияние
на судьбу своих детей и на принимаемые ими решения это - эффективное
общение с детьми. Самая простая помощь состоит в создании у
ребенка убежденности в том, что он хороший и что родители его любят.
Например, можно несколько дней подряд записывать малейшие
достижения ребенка и по вечерам читать их ему, приговаривая: "Вот
какой ты замечательный!", искренне радоваться малейшим успехам своего
ребенка, интересоваться его делами, формировать веру в успех. При
неудачах ребенка подчеркивать его достоинства, подкреплять уверенность в
собственных силах, формировать перспективу. При критике
сосредотачивайте внимание на конкретном поступке ребенка, не подвергайте
критике личность ребенка в целом, не оскорбляйте, не унижайте его
достоинства: вместо «Какой ты растяпа, вечно все роняешь!», лучше
сказать: «В следующий раз будь, пожалуйста, поаккуратнее».
Если же ребенок такой помощи не получает, то скрываемое представление о
своей неполноценности, ущербности, усиливает в его характере замкнутость,
робость или враждебность к окружающим. В таких условиях необходимость
компенсации делает ребенка эгоцентричным: он все время хочет быть в центре
внимания и непрерывно требует признания своих достоинств. Это раздражает
общающихся с ним, и поэтому ребенок находится в постоянном конфликте с
родителями, воспитателями и учителями.
Поскольку психологическая безопасность ребенка - условие
жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно,
что родителям не стоит экономить силы на ее
обеспечение в детстве.
У детей существует колоссальная потребность в родителях. Поэтому
важно уделять время ребенку, проявлять интерес к жизни ребенка.
Спрашивать, как прошел день, что он думал, переживал, чувствовал. Не только про
уроки и школу, но и про друзей, про последний фильм который он смотрел.
Выслушивать своих детей предельно внимательно, о чем бы они ни говорили.
Рассказывает - значит, доверяет вам. Важно не потерять этого доверия.
Необходимо уважать мнение ребенка, делиться своим жизненным опытом,
проводить вместе время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий