Консультации для педагогов





«Сексуальное насилие над детьми»
Педофилия является одной из наиболее осуждаемых и порицаемых обществом тем. Даже изнасилование женщин и убийства не вызывают у людей столько негодования, как личности, которые возбуждаются при виде детей. И даже тот факт, что педофилия – это психическая болезнь, вызванная генетическими мутациями, не отменяет презрительной ненависти к человеку с данной сексуальной патологией.
                             Психологический портрет педофила
Люди, которые возбуждаются при виде несовершеннолетних, абсолютно не выделяются из толпы. Более того, при первом взгляде на такого человека, даже не скажешь, что он способен кого-то обидеть. Педофилы – это обычно мужчины. Женщины редко страдают подобным отклонением.
Педофилом может быть уважаемый в обществе человек, муж и отец. Внешность у педофилов обычно невзрачная. Чаще всего педофилы имеют небольшой рост, носят очки, неприметную одежду. Данное заболевание не зависит от возраста и социального положения. Оно зависит от внутренних комплексов мужчины и его детских психологических травм.
Сознательно или подсознательно педофилы выбирают профессии, которые связаны с детьми: преподавание в школе или в университете, работа в детском садике, интернате, детской секции по спорту и т.д. Педофилы часто проводят время на детских площадках, наблюдая за объектами своего восхищения. При описании детей, мужчины с данным психическим отклонением используют слова «ангельские», «невинные», «чистые» и т.д.
                                 Почему развивается педофилия
Немецкие учёные проводили исследования мозговой активности педофилов. В результате исследований выяснилось, что части мозга, которые активизируются у нормального мужчины при виде обнажённой женщины, у педофила активизируются при виде ребёнка.
С помощью МРТ учёные выяснили, что у педофилов намного меньше нервных волокон, которые связывают отделы головного мозга. А число волокон, которые обеспечивают связь между зонами формирования полового возбуждения и регуляции сексуальных импульсов, вообще аномально низкое.
Кроме того, выяснилось, что интеллект педофилов намного ниже среднестатистических показателей.
Таким образом, в педофилии виноваты генетические мутации, а также пережитые в раннем возрасте психологические травмы. Педофилия может быть средством самоутверждения, доминирования. С детьми такие мужчины чувствуют себя взрослее, увереннее в себе. С детьми педофилам более комфортнее, чем со взрослыми. Кстати, чем больше комплексов и чем ниже показатель интеллекта, тем более маленьких детей выбирают педофилы.
Интересно отметить, что педофилом можно стать после сильного сотрясения головы и ушиба головного мозга. Химический дисбаланс в организме также может привести к появлению данной сексуальной патологии. Так, различные отклонения проявляются, когда уровень гормонов стресса чрезмерно повышен, а гормона счастья недостаточно для нормальной работы нервной системы.
Педофилия может проявиться с юного возраста, а может появиться после определённого толчка – просмотра порнофильма, сильного стресса, общения с определёнными людьми.
Вылечить педофилию практически невозможно. С помощью сеансов психотерапии можно лишь научить человека контролировать свои сексуальные фантазии и не совершать насилие над детьми.

Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм:
·         внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и т.п.);
·         повреждения внутренних органов или костей, которые не могли бы быть следствием несчастных случаев.
Физическое насилие, имеющее систематический характер, можно распознать по особенностям психического состояния и поведения ребенка:
·         боязнь физического контакта со взрослыми;
·         стремление скрыть причину травмы;
·         плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
·         раздражительное поведение;
·         негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
·         суицидальные попытки.
Сексуальное насилие можно заподозрить при следующих особенностях внешнего вида, заболеваний и травм ребенка:
·         повреждение областей половых органов;
·         заболевания, передающиеся половым путем;
·         беременность.
Сексуальное насилие позволяет распознать особенности состояния и повреждения ребенка:
·         ночные кошмары, страхи;
·         несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
·         стремление полностью закрыть свое тело;
·         депрессия, низкая самооценка;
·         отчужденность;
·         проституция, беспорядочные половые связи;
·         эротизированное поведение
К психической форме насилия относятся:
·         открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
·         угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
·         замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинства ребенка;
·         преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
·         ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
·         однократное грубое психологическое воздействие, вызывающее у ребенка психологическую травму.
Психологическое насилие позволяет заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:
·         задержка физического и умственного развития ребенка;
·         нервный тик, энурез;
·         проблемы с едой;
·         постоянно печальный вид;
·         различные соматические заболевания.
Особенности поведения ребенка, вызванные психологическим насилием:
·         беспокойство, тревожность, нарушения сна;
·         длительно сохраняющееся подавленное состояние;
·         агрессивность;
·         склонность к уединению, неумение общаться;
·         излишняя уступчивость или осторожность;
·         плохая успеваемость.
Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка:
·         утомленный, сонный вид;
·         санитарно-гигиеническая запущенность;
·         отставание в физическом развитии;
·         частая вялотекущая заболеваемость;
·         задержка речевого и моторного развития;
·         постоянный голод;
·         кража пищи;
·         низкая самооценка, низкая успеваемость;
·         агрессивность и импульсивность;
·         антиобщественное поведение вплоть до вандализма.
Информацию о случаях насилия надо получать, опираясь на такой метод, как наблюдение, возможно, даже интуицию. Очень часто в силу ряда причин (чувства собственного достоинства жертвы, страха, робости, зависимости от агрессора, кровного родства с ним и др.) возникают трудности при получении информации, подтверждающей наличие ситуации насилия (даже если факт насилия уже не является тайной), и расследование становится проблематичным. Для решения данной задачи и повышения эффективности деятельности можно использовать тактику ведения интервью-расследования, согласно которой возможно посещение семьи, при котором обязательно разъясняется цель визита; итервьюирование жертвы и обидчика проводится строго индивидуально; во время беседы создается спокойная и расслабляющая атмосфера.
Что делать если ребенок сообщает нам о насилии.
1.     Отнеситесь к ребенку серьезно.
2.     Попытайтесь оставаться спокойными.
3.     Выясните, насколько сильна угроза для жизни ребёнка.
4.     Успокойте и поддержите ребенка словами.
·         «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал».
·         «Я тебе верю».
·         «Ты в этом не виноват».
·         «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».
·         «Мне жаль, что с тобой это случилось».
·         «Мне надо поговорить о том, что случилось с …(юристом, учителем). Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они постараются сделать так, чтобы ты чувствовал себя в безопасности. Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
5.     Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него.
6.     Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.

7.     Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить.

«Профилактики насилия в отношении несовершеннолетних»

В статье 19 Конвенции о правах ребёнка перечисляются следующие виды насилия: это «все формы физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке».
В Докладе Всемирной организации здравоохранения «Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире» (2002 год) под насилием понимается «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное непосредственно в отношении ребёнка лицом или группой лиц, которое влечёт или с большой вероятностью может повлечь нанесение фактического или потенциального ущерба здоровью (телесные повреждения, психологическая травма), выживанию, развитию (отклонения в развитии) или достоинству ребенка».
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Как свидетельствуют данные ООН и результаты исследований, проведенных в Республике Беларусь, 65% белорусских детей в возрасте 2-14 лет подвергаются как минимум одной из форм психологического или физического наказания со стороны взрослых членов семьи. Увеличению опасности насилия в отношении детей способствуют агрессивные и конфликтные взаимоотношения в семье, особенно между взрослыми, в результате чего ребёнок становится жертвой «смещённой» агрессии. Жестокое обращение часто приводит к неблагоприятным для детей последствиям. Кроме того, оно может стать причиной формирования криминального поведения.
Очевидно, что сегодня выявление несовершеннолетних, ставших жертвами насильственных действий, должно происходить не только медицинскими работниками и правоохранительными органами по фактам установления причин имеющихся повреждений у ребенка, но и педагогами в практической деятельности как предупредительная мера.
Руководством к действию педагогических коллективов в этом вопросе должен стать «Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних» (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 7 февраля 2018 г. № 05-01-07/1121/дс), направленный во все учреждения образования (далее – Алгоритм).
Обращаем внимание педагогов на некоторые аспекты в проведении этой работы.
Тематические исследования постоянно подтверждают наличие у детей трёх категорий проблем, связанных с тем, что ребёнок является свидетелем или участником ситуаций домашнего насилия:
•поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы – более высокий уровень агрессии, гнева, враждебности, вызывающее поведение и непослушание; плохие отношения со сверстниками, братьями и сестрами, неумение налаживать социальные отношения; низкая самооценка;
•когнитивные проблемы и проблемы отношений – низкая когнитивная функциональность, плохая учёба в школе, нехватка навыков разрешения конфликтов и решения проблем, принятие грубого поведения и отношения, вера в незыблемые гендерные стереотипы и главенство мужчин;
•проблемы, возникающие в долгосрочной перспективе – высокий уровень депрессии и симптомов травмы во взрослом возрасте, повышенная толерантность к насилию в отношениях и к его использованию.
Насилие в семье часто скрывается. Особой латентностью характеризуются такие виды насилия, как психологическое и сексуальное.
Когда ребёнок становится свидетелем и участником акта грубого поведения, его потом запугивают, чтобы он не рассказывал об эпизоде насилия, не раскрывал «семейную тайну». Однако исследователи обнаружили, что 80-90% детей в семьях, где имеет место домашнее насилие, могут подробно рассказать об этом. Следовательно, педагогам необходимо выстраивать доверительные отношения с обучающимися.
Физическое насилие – самый раскрываемый вид насилия, поскольку на теле у жертвы, как правило, остаются следы. Сегодняшняя криминалистика располагает средствами для выявления многих, порой не видимых внешне, следов физического насилия. Применение физического насилия в таких случаях раскрывается и с помощью современных психометрических методик.
Необходимо отличать семейный конфликт от насилия. В основе конфликта обычно лежит некая конкретная проблема, которую можно разрешить, а насилие, наоборот, применяется с целью обретения полной власти и контроля над пострадавшей стороной. Часто наблюдается сочетание различных видов насилия.
Как показано в многочисленных исследованиях, чаще всего в супружеских отношениях в качестве агрессора выступает муж, а жена – в качестве жертвы. Однако не всякий мужчина и не всякая женщина в семье выступают соответственно в роли агрессора и жертвы
Личность агрессора имеет следующие характеристики:
• импульсивность, неустойчивость к неудачам, склонность к вспышкам гнева;
• низкую самооценку;
• выраженную потребность во внимании;
• эмоциональную зависимость от партнера;
• собственнические установки;
• стремление контролировать ситуацию в семье;
• ригидность ожиданий в супружеских отношениях;
• ревнивость.
Личность жертвы отличают:
• экономическая и/или эмоциональная зависимость от мужа;
• ощущение бессилия, смирение с мыслями о насилии и нежелание его остановить;
• неспособность разделять свои собственные потребности и нужды мужа;
• низкая самооценка;
• нереалистические убеждения, что поведение насильника можно изменить;
• уверенность, что ревность и физическая агрессия – доказательство любви.
Понимание причин возникновения ситуаций семейного насилия даёт специалистам (педагогам, социальным работникам, школьным педагогам-психологам, представителям органов опеки и правопорядка, представителям общественных организаций) возможность выстраивать стратегию и тактику помощи семьям.
Применялось ли к ребёнку физическое насилие, можно понять по особенностям его внешнего вида, психического состояния и поведения, а также по характеру имеющихся у него травм.
К внешне наблюдаемым признакам физического насилия относятся следы укусов; синяки; кровоподтёки; царапины; шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами; следы от ударов(ремнём, палкой); следы от верёвочной петли; ожоги; наличие на голове участков кожи без волос; травмы; переломы в необычных местах; повреждения, припухлости на лице или конечностях; бледность кожных покровов; повреждения внутренних органов (разрыв печени, ушибы почек, мочевого пузыря в результате удара в живот или в бок); необычное состояние ребёнка после насильственного приёма алкоголя или лекарств; тело ребёнка со следами насильственной смерти. Вывод о повторяющемся физическом насилии можно сделать в том случае, если на теле ребёнка имеются следы разной давности (раны, кровоподтёки и т. д.).
Необходимо обращать внимание на изменение психоэмоционального состояния ребенка. Обычно воздействие домашнего насилия на ребёнка делится на четыре основные категории:
•он понимает, что происходит насилие;
•он непосредственно вовлечен в подобные события как свидетель;
•он вмешивается в ситуацию или используется в процессе насильственных действий (например, становится «живым щитом» против виновника насилия);
•он переживает последствия акта насилия.
Учащиеся подросткового возраста, подвергшиеся физическому насилию, часто совершают побеги из дома, попытки суицида. Особенностью их поведения является избегание физических контактов с другими людьми; ношение закрытой одежды (чтобы скрыть повреждения); отказ раздеваться для участия в школьных спортивных мероприятиях; невразумительные (противоречивые) объяснения причин появления повреждений; страх перед родителями; частые опоздания или пропуски школьных занятий; ранний приход в школу и очень поздний уход домой; неуважительное отношение к другим; чрезмерное послушание, готовность услужить и безропотное позволение делать другим с собой всё что угодно; пассивность, замкнутость или повышенная агрессивность; агрессивные игры, часто с причинением повреждений сверстникам; саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, курение); необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребёнок теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут); жалобы на боль при движении или контакте; отчаянные просьбы не сообщать родителям о неудачах в школе (двойки, прогулы, плохое поведение); рассказы о насилии со стороны родителей.
Психологическое насилие зачастую бывает трудно распознать, т. к. в отличие от физического, явные признаки насилия психологического редко видны. Косвенными доказательствами применения психологического насилия могут быть такие особенности поведения ребёнка:
* беспокойство или тревожность;
* длительно сохраняющееся подавленное состояние;
* агрессивность;
* склонность к уединению;
* чрезмерная уступчивость;
* суицидальные угрозы или попытки;
* неумение контактировать с другими людьми;
* малое число друзей или их отсутствие;
* проблемы с учёбой;
* низкая самооценка.
Люди, столкнувшиеся с психологическим насилием, не всегда обращаются за помощью: потому, что трудно зафиксировать сам факт его применения, или потому, что не считают подобные ситуации проявлением насилия.
Особенности поведения детей: эмоциональная невосприимчивость, равнодушие или, наоборот, чрезмерная ранимость; проявления низкой самооценки и отсутствия самоуважения; переживания; грусть или выраженная депрессия; замкнутость в себе, задумчивость или, наоборот, агрессивность; «прилипание» к любому взрослому в поисках внимания и тепла; социальная беспомощность; ночные приступы страха, плохой сон; отсутствие интереса к играм.
Особенно тяжело дети переживают обиду, нанесённую родителями, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями или даже избивают их. Но ни родителям, ни сверстникам дети никогда не рассказывают о своих страданиях. Ведь для детей естественно необходимо гордиться своими родителями, поэтому, когда они понимают, что их семьи невыгодно отличаются от других, то всё равно защищают близких. Дети предпочитают переживать всё в душе, поскольку убеждены: того, о чем не сказано вслух, не существует. Сохранить этот большой секрет важнее, чем рассказать о своих чувствах.
Особенности поведения детей при сексуальном насилии: внезапный отказ, сопротивление тому, чтобы пойти куда-то или с кем-то; чрезмерное проявление привязанности; неожиданное употребление сексуальных терминов или присваивание новых названий частям тела; стеснительность или потеря привязанности к семье; проблемы со сном, включая бессонницу, ночные кошмары, отказ засыпать в одиночестве или настоятельные просьбы включить ночник; чрезмерная «цепкость», «прилипчивость» или другие признаки запуганности; резкое изменение индивидуально-личностных особенностей; проблемы в школе; нежелание посещать уроки физкультуры или публично переодеваться в раздевалке; побеги из дома; необычно возрасту образованность в вопросах сексуального поведения; сообщение о сексуальном насилии или принуждении родителям либо другим взрослым.
Специалисты, работающие с пострадавшими от сексуального насилия детьми, утверждают, что, если детям верят и предпринимают соответствующие адекватные меры, то в большинстве случаев можно предотвратить долгосрочные последствия насилия для психического здоровья. Для этого необходимо, прежде всего, информировать детей о подобном явлении. Делать это должны люди, которым ребёнок доверяет. Самое главное, что ребёнок должен усвоить: сексуальное насилие – это всегда плохо и неправильно. Причём ответственность за происходящее лежит только на взрослом, и если ребёнок расскажет правду, то накажут насильника, а не его.
Информационный материал подготовлен начальником центра идеологической, воспитательной и социальной работы Акимовой Е.П.



«Как определить статус  ребёнка в группе»


Группа детей детского сада – первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Одних в группе предпочитают больше, других меньше. Обычно детские предпочтения связывают с понятием лидерства. Принято считать, что феномен лидерства проявляется в решении какой-то задачи, в организации какой либо важной для группы деятельности. Но к группе детского сада трудно применить такое представление: у нее нет четких целей и задач, какой-либо определенной, объединительной деятельности. Вместе с тем существуют предпочтения определенных детей, их особой притягательности. Поэтому более правильно говорить не о лидерстве, а о привлекательности, или популярности таких детей. Положение в группе выявляется социометрическими методами, которые позволяют определить взаимные избирательные предпочтения, (метод вербальных выборов, «Два домика»)
Выделяют следующие социометрические статусы:
1.   Популярные дети («звезды») – «душа» группы, ее эмоциональный центр. Такие дети находятся «в группе в атмосфере чистосердечного и искреннего обожания. «Звезды» пользуются максимальной популярностью среди своих сверстников, все хотят с ними дружить, входить в круг их общения.
2.     Предпочитаемые – это такие дети, которые особо не выделяются, но обладают достаточно широким кругом связей со своими сверстниками. С такими детьми, тоже хотело бы дружить достаточное количество детей. 
3. Пренебрегаемые (оттесненные) – дети, которые пользуются вниманием только со стороны отдельных членов группы. Большинство членов группы не вступают с ними в контакт и не завязывают никаких отношений.  “Оттесненные” ведут себя пассивно стараются не принимать никакого участия в делах группы, все что поручают им делают неохотно, часто не доводят порученное дело до конца.
4.   Изолированные – это обычно тихони, их не видно, не слышно, они не участвуют в общих делах и играх, отказываются от всего, что им предлагают, если такой ребенок не пришел в детский сад, его отсутствия могут не заметить. Такие дети сами не проявляют инициативы в общении с одноклассниками, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения.
5.   Отвергаемые – эти дети часто чувствуют равнодушие или неприязнь сверстников. Такие дети чаще всего драчуны, задиры, с ними не хотят играть именно из-за этого.
Низкий социометрический статус ребенка дошкольного возраста влияет на все сферы психики ребенка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с низким социометрическим статусом относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности.

Цели проведения социометрии

·         Изучение сплоченности детского коллектива.
·   Выявление того, какое место тот или иной ребенок занимает в группе сверстников.
·   Исследование "союзов" внутри коллектива.Очень важен тот момент, что социометрическое исследование должно проводиться в давно адаптированной группе сверстников. А не в том коллективе, который начал складываться недавно, и не все члены коллектива достаточно хорошо знакомы друг с другом.

Возраст ребёнка: с 4 лет


Социометрия для дошкольников
1.     "Два домика".
Перед ребенком кладется лист бумаги, с нарисованными домиками. Один красивый, красный, другой неказистый черный. Взрослый говорит ребенку: "Перед тобой два домика. Один красивый светлый уютный. В нем полно игрушек. Другой некрасивый черный. В нем темно и скучно. Кого из знакомых тебе детей ты поместишь в красный домик? Кого в черный?"
Ребенку предлагается сделать три отрицательных и три положительных выбора. Не больше. Но взрослый не настаивает, если по каким-то причинам, ребенок не хочет никого селить в один из домиков.

2.     "Капитан корабля".
Ребенку предлагают представить, что он является капитаном большого красивого корабля, который собирается в увлекательное путешествие. Затем следует задать следующие вопросы для социометрии: "Кого из друзей ты возьмешь с собой? Кого ты категорически не захочешь брать?" Также три положительных и три отрицательных выбора.

3.     "Подарок" или "Сюрприз".
Каждому ребенку в группе детского сада предлагают по три открытки, которые надо разложить в шкафчики раздевалки тем ребятам, с которым их связывают теплые дружеские отношения. Но взрослый должен учесть, что кто-то из детей не получит ничего. Поэтому наготове должны быть лишние открытки, которые взрослый положит таким детям. Истинная картина фиксируется на листе, как и реакция детей.
Обработка социометрии
Метод социометрии предполагает достаточно простую обработку результатов. Каждый выбор ребенка фиксируется взрослым на листе бумаги и потом вносится в специальную таблицу. Верхняя строка и первый левый столбец - списки детей. Внутри таблицы выборы детей. Как правило, красным отмечаются положительные выборы, синим - отрицательные. Внизу сводятся данные - средние показатели выборов.
На основании таблицы взрослый делает вывод о статусе каждого ребенка в детском коллективе. 
·         "Лидеры" или «Звёзды» - дети, имеющие большую часть положительных выборов(более 6 выборов).
·         "Принимаемые"- с достаточно большим количеством положительных выборов, по сравнению с отрицательными(3-5 выборов).
·         "Игнорируемые" результат выбора которых равен нулю.
·         "Отвергаемые" - дети, у которых большое количество отрицательных выборов, по сравнению с положительными(1-2 выбора).
·         "Изгои" - дети с большим количеством отрицательных выборов.
Стоит так же учитывать, что кто-то из детей может быть на «больничном», или недавно выйти с «больничного». Тогда неудивителен тот факт, что они могут попасть в категорию "игнорируемые", поскольку одногрупники могли о них просто забыть.
Также надо обращать внимание, как комментирует ребенок каждый свой выбор. Он может выбрать сверстника не за какие-то волевые качества, а, например, за то, что он его вчера угостил конфетой.
Алгоритм обработки социометрии:
1.Подсчитываем положительные выборы 1 ребенка (фиксируем внизу таблицы)
2. Далее фиксируем взаимные выборы и считаем (фиксируем внизу таблицы)
3.На основе выбора детей высчитывается коэффициент сплоченности детского коллектива.
К.С. = сумма положительных взаимных выборов : сумма положительных выборов Х 100%
I – 15-20% (низкий)
II – 21-30% (средний)
III – 31-40% (высокий)
IV – 40% и выше (сверхвысокий)
II. Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ).
УБВ определяется соотношением суммарных показателей I и II статусных категорий.
УВБ= % «звёзд» + % «предпочитаемых»
На основании этого можно отнести класс к одному из четырёх уровней:
I – 71% и выше (высокий)
II – 60-70% (благоприятный)
III – 59-50% (средний)
IV – 49% и ниже (низкий)


             « Как общаться с родителями воспитанников»
Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
§  установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
§  объединить усилия для развития и воспитания детей;
§  создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
§  активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
§  поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
ПРИНЦИПАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
§  Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
§  Индивидуальный подход
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
§  Сотрудничество, а не наставничество
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
§  Готовимся серьезно
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
§  Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
       УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:
1.  Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
2.  Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
3.  Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
4.  Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
5.  Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
6.  Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.



Желаю удачи во взаимодействии с родителями!

«Психологическое насилие над детьми»

В учреждении образования педагог является одной из ключевых фигур, влияющих на психическое и соматическое здоровье детей. Различные парадигмы образования ориентируют педагога (воспитателя)на создание комфортной развивающей среды для детей, умение строить конструктивные взаимодействия с воспитанником как во время занятий, так и вне его.
Психологическое насилие со стороны воспитателей по отношению к детям выражается а угрозах в адрес воспитанника, преднамеренной изоляции; предъявлении к воспитаннику чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорбление и унижение достоинства воспитанника; систематической необоснованной критике ребёнка, выводящей его из душевного равновесия; демонстративном негативном отношении к воспитанникам.
Психологическое насилие совершаемое воспитателем в виде сарказма, насмешек, высмеивания, унижения личности, приводит к функциональным изменениям в здоровье ребёнка, отчуждению его от детского сада.
Это все приводит к низкому проявлению способностей детей, их социальной некомпетентности. Такое насилие рождает проблемы в поведении детей – агрессию, чувство неполноценности, вызывает у ребёнка стресс подобный эффекту травмы и физического насилия.
В научных публикациях отражены некоторые особенности личности воспитателя, способствующие возникновению насильственных действий по отношению к воспитанникам. К ним относятся: ригидность, стремление к доминированию, тревожность, быстрая раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребёнка), низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая устойчивость к стрессу, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность.
Многие педагоги считают, что больший вред наноситься ребёнку в случае физического насилия, нежели словесного (вербального).
В Декларации прав ребёнка (1959) сказано, что «ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.
В Конвенции о правах ребёнка (1989)в ст.19 написано: «государства – участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения».
Психологическим насилием со стороны воспитателя является:
-отвержение ребёнка, открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
-оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
-угрозы в адрес ребёнка;
-преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка, принуждающая к одиночеству;
-предъявление к ребёнку требований не соответствующих его возрасту;
-ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
-однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психологическую травму;
-обвинение в адрес ребёнка ( крик, брань);
-принижение его успехов, унижение его достоинства;
-длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
-совершение в присутствии ребёнка насилия по отношению к супруге или другим детям; похищение детей; подвергание ребёнка аморальному влиянию;
-причинение боли домашним животным с целью запугать ребёнка.

К чему приводит психологическое насилие, в чём проявляется:
1.Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников).
2.Импульчисность, взрывчатость, вредные привычки( касание ногтей, вырывание волос), злость.
3.Уступчивость, податливость.
4.Ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева.
5.Депрессии, печаль, беспомощность, безнадёжность, заторможенность.
6.Ребёнок не растёт, не набирает подходящего веса или теряет вес, ребёнок постоянно голодает, попрошайничает или крадёт пищу.
7.Брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища.
8. Плохая гигиена кожи.
9.Устает, апатичен, отклонения в поведении.

Если ребёнок говорит вам, что подвергался насилию, то:
1.Поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказ очень эмоционален, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
2.Не осуждайте его. Ведь совершил насилия другой человек, а пострадал ребёнок.
3.Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.
4.Не преуменьшайте его боль, говоря, что "не случилось ничего страшного, всё пройдёт..."
5.Не отвергайте его, если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то что может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.


« Технология домашнего визита»

       Посещение воспитанников на дому проходит с целью изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, а так же раннего выявления признаков семейного неблагополучия.
       Прежде чем посетить семью необходимо провести предварительную работу:
·понаблюдать за ребёнком, изучить все материалы имеющиеся об этом ребёнке;
· изучить стиль взаимоотношения родителей с ребёнком;
·побеседовать при необходимости с другими специалистами(медсестрой, педагогом-психологом)

  В результате вы будете знать сильные и слабые стороны ребёнка, иметь представления о семье.
  Так же необходимо продумать содержание  домашнего визита, составить план:
·        о чем спросить, какие вопросы уточнить у родителей;
·  на что обратить особое внимание ( используя карту семейного неблагополучия, чтобы сопоставить ранее получение факты с только что полученными);
·  предложить родителям охарактеризовать своего ребёнка, с тем, чтобы узнать, как они понимают и воспринимают его; каковы его интересы;
· по какому вопросу поговорить целесообразно, дать советы, небольшую консультацию, чётко подготовившись к ней заранее;
·  по необходимости обучить родителей, каким – либо конкретным умениям, например, как играть с детьми или как провести краткую беседу с ребёнком о прочитанном и т.д.;
·      определение отношений семьи к дошкольному учреждению:
-включенность в жизнь дошкольного учреждения, посильная помощь учреждению, группе, информированность о жизни ребёнка в группе;
-обращение к педагогам за советом по вопросам воспитания и обучения дошкольника, участие в родительских собраниях, групповых консультациях, семинарах для родителей и т.д.;
- проявление родителей интереса к жизни ребёнка в группе;

       Домашний визит, даже при самых добрых отношениях не должен длиться более 30 минут.  Проводиться он тактично и корректно.
      При повторных домашних визитах следует обратить внимание на выполнение ранее предложенных рекомендаций; сообщить информацию об успехах в развитии и воспитании ребёнка, если необходимо обозначить проблемы, провести, привлекая специалистов, коррекционную работу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий