Права ребёнка



«Личная безопасность ребенка»

Наша взрослая жизнь, особенно в городах, становится все сложнее для ребенка. Плотный поток транспорта на улицах, лихачи, едущие на красный свет, переставшие быть безопасными дворы, детские площадки, подъезды и лифты.  Поэтому, привитие детям дошкольного возраста  навыков безопасного поведения, основ личной безопасности весьма актуальная проблема на сегодняшний день. И прививать их надо как можно раньше. Дошколята не понимают, что для них безопасно, а что нет. Таким образом, наша задача - рассказать им об этом и показать.
Поскольку маленьких детей очень легко обмануть, наши усилия по их обучению должны включать в себя правило, требующее от детей постоянно быть на виду у взрослых. На этой стадии груз ответственности лежит целиком на нас.  Устанавливая границы послушания, добиваясь, чтобы они не покидали их и, настаивая, чтобы дети всегда находились на виду, мы гарантируем нашему ребенку физическое здоровье. Это начало личной безопасности. Необходимо, чтобы не только родители, но и педагоги детского сада  сыграли активную роль в установке границ каждому  ребенку. В дальнейшем ребёнок  сможет устанавливать их для себя сам. Сейчас взрослые должны вмешиваться и говорить "да" или "нет", «можно»- «нельзя»,  обучать   ребенка четкой, понятной информации: это безопасно, а это - нет.
Самое главное преимущество дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что они любят правила. Фактически они полагаются на него. Вы замечали, что когда вы забываете или слегка отклоняетесь от правила, установленного для ребенка, он напоминает вам о нем и заставляет ему следовать? Большинство детей очень любят управлять своими приятелями по играм королевскими повелениями типа: "Моя мама сказала..."  Так  дошколята напоминают о правилах взрослым, родным, педагогам и своим сверстникам.
Вы говорили вашим малышам, что они должны спросить вашего разрешения, прежде чем принять от кого-то конфету? Это обычное, устанавливаемое родителями правило, отчасти потому, что они пытаются ограничить количество поедаемых детьми конфет. Но в любом случае это правило полезно, потому что оно - шаг к правилам личной безопасности. Если эти важные правила наряду с другими излагаются ясными, простыми и спокойными, без тревожных слов, фразами, наши дети обязательно будут   им следовать.
Существует одно единственное правило, которое мы должны  знать, и которому ребёнок должен неукоснительно следовать:
Вы (или доверенное заботиться о ребенке лицо: папа, бабушка/дедушка, няня, воспитатель в детском саду) должны всегда знать, где он находится в любой момент времени. Дети дошкольники очень наблюдательны. Они  быстро подмечают, когда кто-то нарушает заведенный порядок вещей. Педагогам и родителям необходимо усиливать это их стремление рассказывать о "нестандартных" событиях   дня.  И если это станет привычкой, ребёнок    немедленно расскажет родителям о необычном поведении того или иного человека. Хорошие наблюдательные способности дошкольника  надо развивать и поощрять его за бдительность.
Дошколятам 3-5 лет   крайне тяжело даются исключения, и их часто сбивают с толку общие правила типа: "Не разговаривай с незнакомцами». Первая проблема этого правила в том, что мы подразумеваем, приказывая: "Не разговаривай!"? Вторая проблема - кого мы имеем в виду под "незнакомцами"? Учим детей вежливо разговаривать с кондуктором в автобусе, говорить "спасибо" продавцу. Приказывая детям не разговаривать с посторонними людьми, забываем, что они видят, как мы делаем это повседневно
Вот почему вместо приказа "не разговаривать" с незнакомцами необходимо внушить им понятные правила типа: "Всегда подойди к близкому для тебя взрослому и спроси разрешения, прежде чем пойти куда-то с кем-либо или заговорить".
Вот наилучшее определение незнакомца для ребёнка в возрасте до 5 лет: это тот человек, которого мы не знаем.
Наша цель - научить дошкольника замечать незнакомцев. В основном обучение на этой стадии касается различия между семьей, родственниками, друзьями и незнакомцами. Позже надо  научить каждого ребенка отличать знакомых от друзей.  На данном же этапе важнее всего передать   дошкольнику знания о том, "кто есть кто" в его детском мире, и научить наблюдательности по отношению к окружающим людям.
Наиболее трудным и волнующим вопросом, касающимся детской безопасности, является  обучение ребенка правильному поведению с незнакомыми людьми. Никто из взрослых не хочет загубить природную детскую общительность и вырастить параноика, с недоверием относящего к каждому встречному на улице. Поэтому, правило: "Никогда не заговаривай с незнакомыми людьми!" не работает, если ребенок потерялся, хотя бы потому, что  ему придется обратиться за помощью к незнакомцам. В этой ситуации научите его обращаться за помощью только к женщинам. Почему?
Во-первых, гораздо меньше вероятность, что женщина окажется педофилом.
Во-вторых, как показывает практика, большинство женщин, к которым обратился за помощью потерявшийся ребенок, бросают все свои занятия и не успокаиваются, пока не помогут малышу.
"Если ты потерялся, обращайся за помощью к женщине" - это правило работает, потому что оно практичное (обычно, всегда вокруг есть женщины, к которым можно обратиться) и простое (его легко запомнить и ему легко следовать). Еще лучше, если ребенок обратится за помощью к женщине с ребенком.
Еще одна особенность развития малышей состоит в том, что им трудно понять, как это взрослый, которому они доверяют, может чем-то обидеть их. Они уверены, что все опекающие их взрослые заботятся о них и желают им только добра.  И мы не полагаем, что они подготовлены к тому, чтобы воспрепятствовать нападению или насилию.
То, что якобы большинство сексуальных нападений совершается примитивными незнакомцами с внешностью преступника, - это миф; большинство зарегистрированных насильников - это приятели, знакомые и даже родственники; некоторые из них женаты; половина изнасилований происходит не в темной аллее парка или неосвещенном подъезде, а дома у жертвы, или в гостях, или в иной "цивилизованной" обстановке.
Родители должны отдавать себе отчет в том, что маленький ребенок может подвергнуться физическому или сексуальному насилию не только со стороны совершенно незнакомых людей на улице или в подъезде дома.  Это может исходить и от взрослых, и от более старших  детей и если насилие свершилось, ребёнок может долго сохранять происходящее с ним в тайне, потому что насильник держит его в страхе или иным способом заставляет скрывать совершаемые действия. Но испытываемые им страдания отразятся на его поведении и здоровье.
Конечно, агрессивность или отчужденность, излишняя осторожность или проблемы с едой и сном не являются специфическими признаками совершаемого над ребенком насилия. Они могут быть вызваны и другими причинами. Но эти и подобные нарушения поведения должны вас насторожить.
Как предупредить ребенка о возможности сексуального насилия и научить избегать его?
В каких терминах вы будете рассказывать об этом, зависит от возраста ребенка. Попробуйте объяснить, что есть такие взрослые, которые могут попытаться сделать ему больно и заставить делать то, что ему неприятно.
Убедите дошкольника, что никто не имеет права прикасаться к нему без его воли. Объясните, что такие взрослые могут угрожать самому ребенку или его родителям, чтобы заставить его хранить молчание. Ребенок должен понять, что есть такие тайны, которые нельзя соблюдать. Например, если чьи-то прикосновения ему неприятны или кто-то предлагает сделать что-то неприятное, показывает порнографические картинки или фотографирует его обнаженным. ребенок должен рассказать об этом родителям. Объясняйте своим детям, что тайн от родителей быть не должно!
Предупреждайте ребенка о подстерегающих его опасностях - но не запугивайте его! Особого внимания требуют впечатлительные, эмоционально неустойчивые, тревожные  дети.
Уже в  трехлетнем возрасте дети могут начать называть свои части тела и могут усвоить, какие из них интимны. Это важный навык. С дошкольного возраста мы начинаем учить их "бессознательному" языку, включающему слова наподобие названий половых органов.
Мы хотим, чтобы они смогли определять и называть все части своего тела не стесняясь. Если ребенка не обучили соответствующим словам или внушили, что определенные части тела нельзя упоминать, то он может утаить случившееся, и родители не смогут ему помочь.
Чтобы помочь детям лучше понять, кому позволено трогать их интимные места, необходимо научить их разнице между "хорошими" и "плохими" прикосновениями и рассказать, что им надо делать, когда они не желают, чтобы их трогали. Помните, вы строите основу для того, чтобы дошколята смогли сказать НЕТ недостойным прикосновениям или даже громко крикнуть при случае
«Отпустите меня!»  или «Не трогайте здесь».
К « хорошим» прикосновениям относятся:
Обнять, когда этого хочет ребенок.
Подержать его за руки
Нежно обнять   за плечи
Нежно поцеловать в щеку перед сном
Покачать или подержать на руках
К  «плохим» прикосновениям относятся:
Объятие слишком крепкое и долгое
Непрошеный поцелуй
Щекотание  ребенка после его просьбы "перестаньте!"
Прикосновения взрослого к интимным местам.
Навязчивое поведение  взрослого  в отношении ребенка: потрогать или поцеловать его.
Жизнерадостные и ласковые дошколята, многие из которых ищут объятий и поцелуев неважно от кого, подвержены большему риску. Для таких детей физический контакт может быть главным способом общения.
Ласковых детей необходимо научить тому, чтобы  они пользовались также словами и объясните, что слова лучше объятий и поцелуев.       Установите  для ребёнка  простое правило: физически приласкать его   могут лишь несколько главных в его жизни людей.
Ребенок должен знать информацию о себе.
Важно обучить дошкольника запоминанию своего полного имени, адреса и телефонного номера.  Помогите   запомнить  эту информацию  как следует и, это поможет ребёнку, если тот попадёт  в беду.  Даже если он расстроен или испуган,  все же сможет вспомнить эту информацию. Обязательно внушайте  детям, что не следует опасаться называть свое имя, возраст, адрес и телефонный номер полицейскому, пожарному или сотруднику МЧС. Научите каждого ребёнка набирать телефон службы спасения 101 и  телефон полиции  102.
Кроме того,  гуляя, полезно  ненавязчиво показать ребенку все наиболее опасные места, где и как можно угодить под машину. И уж, конечно, следует заранее выбрать маршрут, по которому будет ходить ребенок в школу, объяснив ему и показа,  как он должен вести себя в пути.
Но не только мчащаяся машина представляет угрозу для ребенка. Она может и аккуратно притормозить рядом.
- Мальчик, а как мне проехать?.. А не хочешь ли ты прокатиться?..
Варианты заманивания могут быть самыми различными. И это тоже должен знать ребенок.
Вообще преступников, нападающих на детей и, прежде всего, преследующих сексуальные цели, можно разделить на две основные группы: на тех, кто, прежде чем напасть на ребенка, заманивает его тем или иным способом в места, где можно без свидетелей совершить свое гнусное дело, и тех, кто выслеживает свою жертву, идет за ней по пятам и в удобном месте нападает или, заранее выбрав такое место, терпеливо поджидает там.
Обезопасить ребенка от "заманивающих" преступников можно, если он хорошо усвоит правило, которое не раз доказывало свою эффективность:
"Не вступай ни в какие разговоры с незнакомцем, немедленно отойди от него туда, где есть люди!"
Преступники, "облюбовав" себе жертву, лишь в редких случаях, несмотря ни на что, преследуют ее. Как правило, не сумев обмануть одного ребенка, они ищут другого - более доверчивого.
Чтобы ваш ребенок не стал объектом нападения, надо убедить его избегать во что бы то ни стало опасных мест. А ими могут быть: безлюдные пустыри, придорожные лесопарки, новостройки, заброшенные дома, чердаки, подвалы. Именно такую обстановку выбирают преступники, охотясь за своими жертвами. Опасным местом, увы, стал и подъезд дома.
В наши дни на детей нападают не только сексуальные маньяки. На них посягают и с другими целями. Чтобы получить выкуп, заставить родителей подчиниться воле преступников или даже продать детей в качестве маленьких рабов.
Совершается немало имущественных преступлений. У детей отнимают деньги, одежду, шантажируют, заставляя уносить из дома мамины украшения и другие ценные вещи.
Спросите у ваших детей, как, по их мнению выглядит преступник?
Большинство детей ответят, что он  страшный, со зверским лицом и ножом. На самом деле, нападающие на детей преступники выглядят, как обычные люди. Они ничем не отличаются от других. Наоборот, они ведут себя вежливо, даже ласково.
Вот этот разрыв между образом преступника, опасного человека, и действительностью часто играет роковую роль: ребенок доверчиво откликается на приветливое обращение.
Цель "безопасного" воспитания дошкольника - внушить  уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать  правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход. Обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни, а для этого родители  должны:
· Изучать литературу, посвященную безопасности детей, узнавать  мнение на сей счет людей, профессионально занимающихся этим делом: психологов, педагогов, сотрудников милиции.
· Учитывать возраст ребенка и его особенности. Пока  малыш делает свои первые шаги или находится еще в коляске, никаким правилам безопасного поведения его не научишь. Его жизнь - полностью в руках родителей, дедушек и бабушек.
Ничто не дает так много для понимания ребенка, как его искренние рассказы, а иногда и крики души - о его бедах, тревогах, сомнениях, затруднениях, по ним нетрудно определить, насколько ребенок умеет ориентироваться в различных ситуациях, может ли постоять за себя. Как бы взрослые не были заняты, малыш со своим лепетом имеет право быть выслушанным.  Равнодушие взрослых - непростительная ошибка, которая может дорого обойтись и ребенку, и родителям.
· Играть  с детьми систематически, используя самые различные формы обучения. Для самых маленьких - это игры с куклами (кукла потерялась, куклу хочет увезти чужой дядя на машине и т.д.). Для детей постарше - разыгрывание соответствующих сценок (и дома, и на улице), рассказы о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации, вопросы: "А как ты поступишь, если...".
Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно.
· -Быть примером для своих детей. Все усилия могут быть сведены на нет, если родители в повседневной жизни пренебрегают правилами безопасного поведения. Если вы, прежде чем открыть дверь, не заглядываете в глазок, то вряд ли это будет делать и ваш ребенок.
· Проявлять участие к чужим детям. Если вы стали невольным свидетелем опасной ситуации, в которую попал тот или иной ребенок, не будьте безучастным. Есть физическая возможность решительно вмешаться - действуйте! Если нет такой возможности - запомните приметы подозрительных лиц, номер автомашины, направление движения и немедленно сообщите в  полицию.
Дети, особенно младшего возраста, могут испытывать непреодолимый страх, который им трудно выразить словами. Если кому-то из родителей нужно уехать, они могут беспокоиться и за него и за себя ("Что будет со мной, если папа (мама) не вернется?"). Обсудите с ребенком возможные ситуации: кто о нем позаботится, если уедет тот или иной близкий человек? К кому, в случае необходимости, можно обратиться за поддержкой?
Помогите детям убедиться в их личной безопасности. Расскажите, что предпринимаются меры предосторожности для предотвращения терроризма. Например, усиливается охрана вокзалов, тщательно проверяются документы и багаж пассажиров самолетов, есть современные технические средства, обеспечивающие безопасность, и т. д. Обычные страхи детей могут усилиться в это время (страх темноты, резких звуков и др.). Ребенок может бояться засыпать один. Посидите рядом несколько ночей, дожидаясь, пока он  заснёт. Разрешайте держать включенным неяркий свет. Постепенно возвращайтесь к обычным порядкам, пока ребенок не почувствует себя в безопасности.
Не позволяйте детям проводить слишком много времени у телевизора, если вы замечаете  слишком острую или затянувшуюся реакцию на печальные события, воспользуйтесь внешней поддержкой.
Выберите время для себя и постарайтесь разобраться в своих реакциях на происходящее настолько, насколько это возможно. Это поможет вам лучше понять своего ребенка.
Это должен усвоить маленький человек: удирать не стыдно, когда речь идет о твоей жизни, когда на тебя напал тот, кто сильнее тебя.




«Профилактики насилия в отношении несовершеннолетних»

Принято считать, что самое безопасное место для ребёнка – это его дом, семья. Казалось бы, действительно, здесь рядом с ребёнком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нём.Однако в последнее время всё чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Насилие в отношении детей имеет различные формы и определяется целым рядом факторов, в том числе характером или личностными проблемами окружающих взрослых, семейными традициями и др. Причём утверждение, что подобное явление имеет место только в социально неблагополучных семьях, сейчас уже признано мифом.
В последние десятилетия к насилию, совершаемому родителями и другими близкими членами семьи в отношении детей, было отнесено физическое, сексуальное и психологическое насилие. Агрессорами часто выступают родители, мачеха или отчим, приёмные родители, братья или сестры и другие члены семьи и попечители.
Насилие дома и в семье чаще всего осуществляется под видом дисциплинирования ребенка, т. е. применения к нему мер физического и (или) психологического воздействия.
Оскорбления, брань, изоляция, отторжение, угрозы, эмоциональное безразличие и унижение являются формами насилия, которые могут нанести ущерб психическому развитию и благополучию ребёнка, особенно если они исходят от уважаемого взрослого человека, каковым является родитель.
Семейное насилие применяется с целью обретения полной власти и контроля над ребенком. Иногда родители намеренно совершают над своими детьми физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, чтобы унизить и контролировать своего супруга или сожителя.
Как правило, насилие в семье характеризуется следующими чертами:
•если насилие уже имело место, то обычно с течением времени частота его повторения и степень жестокости возрастают;
•насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком;
•часто наблюдается сочетание различных видов насилия;
•он переживает последствия акта насилия.
Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, в толчках, пинках, шлепках, пощёчинах и т. д.
Физическим насилием считаются удары, избиение, удушение, царапание, дергание за волосы, отравление, ожог и причинение физических страданий другими способами, агрессивный физический контакт (толчки, пинки, бросание предметов в человека), ограничение его передвижения, физическое ограничение свободы.
Ситуации домашнего насилия возникают, когда родители:
•рассержены на ребёнка;
•не знают, что делать, если ребёнок поступает не так, как надо, то есть не находят форм ненасильственного наказания;
•сами подвергались насилию в детстве и не знают других способов обращения с детьми;
•хотят показать своё превосходство в семье или «отомстить» супругу (родственникам);
•устали, находятся в состоянии депрессии, плохо себя чувствуют;
•имеют проблемы в отношениях друг с другом;
•не могут исправить отклоняющееся поведение ребёнка;
•сами имеют черты характера, не способствующие нормальному психологическому климату в семье;
•пытаются следовать чужим советам в воспитании, не желая при этом понять собственного ребёнка;
•неверно трактуют требования педагогов и других взрослых к их ребёнку;
•не могут найти методы исправления плохой успеваемости детей;
•не могут разграничить поступок ребёнка и его мотив, требуют от ребёнка выполнения правил, которые нарушают сами;
•не могут удовлетворить потребности, настойчивые просьбы ребёнка по материальным причинам;
•не верят ребёнку, считая, что он что-то скрывает;
•не владеют полной информацией о чувствах, переживаниях ребёнка по поводу тех или иных семейных ситуаций и обстоятельств.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведёт к самым разнообразным последствиям, но всех их объединяет одно – ущерб здоровью ребёнка или опасность для его жизни.
Различают ближайшие и отдалённые последствия жестокого обращения и невнимательного отношения. К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для сотрясения головного мозга.
Ответом на любой вид агрессии становятся острые психические нарушения. Они могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, причём порой вспышки гнева не имеют видимой причины.
Среди отдалённых последствий жестокого обращения выделяются нарушения физического и психического развития ребёнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Что касается подростков, то физические наказания не улучшают их поведение. Скорее, они способны вызвать обратную реакцию: у подростка появляются жажда мести, обида и возмущение; развиваются такие качества, как трусость и изворотливость.
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка или его отвержение со стороны родителей или лиц, их заменяющих, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации.
К формам психологического насилия относят отвержение, терроризирование, угрозы, изоляция, игнорирование, эксплуатация или растление – поощрение или принуждение ребёнка к девиантному поведению (антиобщественные, преступные или саморазрушающие действия), злоупотреблению алкоголем или наркотиками, к проституции, а также финансовая эксплуатация ребёнка.
Этот вид насилия терзает жертву изнутри. Родителям надо понимать, что если наблюдаются у детей сосание пальцев, монотонное раскачивание (аутоэротические действия); ночной и/или дневной энурез (недержание мочи); психосоматические жалобы (головная боль, боли в животе и области сердца, жалобыребёнка на то, что ему плохо), то это говорит о предъявлении к ребёнку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться, чрезмерном психическом давлении на него. Результатом будет замедление физического, психического и общего развития ребенка.
Сексуальное насилие – это принуждение человека силой, угрозой или обманом, вопреки его желанию, к какой-либо форме сексуальных отношений, развращение – вовлечение ребёнка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми, чьей целью является получение выгоды, сексуальное удовлетворение или достижение корыстных целей.
К сексуальному насилию относится демонстрация взрослым человеком ребёнку своих половых органов; ласки и прикосновения к половым органам ребёнка; сексуальные игры и половой акт с ребёнком; демонстрация или просмотр с ребёнком материалов порнографического содержания; вовлечение ребёнка в изготовление порнографической продукции;вовлечение ребёнка в занятия проституцией.
Сексуальные действия по отношению к детям чаще всего совершают хорошо знакомые им люди или родственники (по результатам исследований – до 80%). Одним из достаточно распространённых видов сексуального насилия, о котором обязательно нужно знать родителям, является инцест – сексуальное насилие над ребёнком со стороны кровного родственника. Принуждение к сексуальному насилию может осуществляться при помощи не только физической силы, но и психологического давления, запугивания, шантажа, угроз физической расправы. Насилие может также совершаться, когда человек, принуждаемый к сексу, не способен дать на это своего согласия, например, если он пьян, находится под действием наркотика, заснул или психологически не в состоянии оценить ситуацию.
Конечно, получить достоверную картину распространённости этого вида насилия очень сложно, т. к. большинство случаев остаются неизвестными. Иногда правда открывается спустя много лет, когда ребёнок вырастает. Это объясняется целым рядом причин.
Чаще всего инцест продолжается долгие годы из-за того, что ребёнок просто никому не рассказывает о происходящем, с одной стороны, опасаясь, что ему не поверят, а с другой – боясь доставить неприятности самым близким людям: маме и папе. Взрослые насильники пользуются этим и всячески убеждают ребёнка в том, что он должен хранить тайну, не «выносить сор из избы», что, если обидчик будет осужден, семья «лишится кормильца».
К внешне наблюдаемым показателям сексуального насилия относятся отказ от прогулок, неусидчивость; порванная одежда; окрашенное или испачканное кровью нижнее бельё; боль или зуд в области половых органов; венерические заболевания и ИППП; беременность.
Последствия сексуального насилия для ребёнка самые тяжелые.
Какую информацию усваивает ребёнок, испытавший сексуальное насилие? Он думает:
•если взрослые ласково обращаются с ним, то они хотят заняться сексом;
•невозможно получить то, что хочешь, если не вести себя сексуально;
•взрослые способны причинить боль, а родители могут не встать на защиту;
•мир – это ужасное место, где твои чувства не принимаются в расчёт.
Сексуальное насилие над детьми не только наносит им сильнейшую психологическую травму в настоящем, но и крайне негативно влияет на их будущее развитие и эмоциональное здоровье.
Наиболее частой причиной домашнего насилия является алкоголь.
Еще в 1975 году 38-я сессия Всемирной организации здравоохранения официально признала алкоголь наркотиком, разрушающим здоровье человека. Спиртное – точно такой же наркотик, как марихуана, гашиш, героин.
В настоящее время учеными доказано, что нет безопасных, а тем более полезных доз алкоголя: так, 100 г водки губит 7,5 тыс. активно работающих клеток головного мозга. По оценке Всемирной организации здравоохранения, от злоупотребления алкоголем ежегодно умирают 2,5 миллиона человек, значительную долю которых составляет молодежь. Употребление алкоголя во всем мире является третьим ведущим фактором риска расстройств здоровья. Самые разнообразные проблемы на почве алкоголя могут иметь тяжелейшие последствия для индивидов и их семей и серьёзно влиять на жизнь общества.
Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Неслучайно среди причин разводов в экономически развитых странах алкоголизм одного из родителей достигает 60-80%. В настоящее время в странах СНГ примерно половина разводов происходит по инициативе женщин в связи с алкоголизмом мужа.
Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно отражается на здоровье всех её членов. В таких семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания – всё это ведёт к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей.
Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребёнком во взрослую жизнь и в собственную семью. К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.
Именно поэтому в нашей стране ведётся активная работа по формированию здорового образа жизни населения. Здоровая семья– это семья, которая ведёт правильный образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток. Если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

 Информационный материал подготовлен начальником центра идеологической,воспитательной и социальной работы Акимовой Е.П.

       

                        «Проблемы домашнего насилия»
Насилие - это нарушение неотъемлемого права каждого человека на неприкосновенность тела и личности. Такое определение даётся в документах ООН.
Насилие распространено повсеместно, во всех странах мира, оно встречается в общественной и частной жизни, семейной сфере, выражается как действиями, так и вербально. Его проявление в семейной жизни не зависит от материального положения семьи, общественного положения супругов или их социального происхождения. Корни его уходят в глубокое прошлое, в принципы построения патриархального общества и традиционной семьи. Домашнее насилие опасно тем, что происходит в стенах дома, куда посторонним вход , как правило, закрыт, и жертва, следовательно, не может рассчитывать на сочувствие и помощь других людей. Объектом насилия могут быть любые члены семьи: жёны, мужья, дети, старики.
Домашнее насилие имеет разнообразные виды. Самыми распространёнными являются: психологическое, физическое, экономическое и сексуальное, которое проявляется в разных формах.
Психологическое насилие - осуществляется с применением вербальных и психических средств и направлено на подавление личности, надругательство над ней. Может выражаться в форме: угроз, запугиваний, оскорблений, непристойных шуток, унижений, брани, грубости, вмешательства в личную жизнь, ревности и др.
Физическое насилие - осуществляется с целью нанести вред телу и/или организму человека. Может выражаться в форме побоев, толканий, щипков, таскания за уши, за волосы и т.д. оно может также проявляться в принуждении у употреблению алкоголя и наркотиков.
Экономическое насилие – связано с ограничением экономической самостоятельности человека, с лишением его свободы и желанием контролировать его поведение. Это может быть выражено запрещением работать или учиться, лишением средств на повседневные нужды, отказом предоставить деньги для приобретения жизненно необходимых товаров или услуг.
Сексуальное насилие – принуждение к сексуальным отношениям помимо желания другого человека. Это изнасилование (в том числе жены мужем), сексуальный шантаж, сексуальные домогательства в отношении детей, инцест, принуждении к проституции.
Нередко домашнее насилие имеет комплексный характер, так как в нем переплетаются его разные виды и формы. Насилие в семье во всех проявлениях встречается почти с одинаковой частотой во всех типах поселений нашей страны.
В Беларуси домашнее насилие распространено повсеместно, среди всех слоёв населения, что является проблемой для всей страны.
 Чтобы в ваших семьях всегда была атмосфера взаимопонимания, предлагаю вам несколько советов, как желательно относиться к своему ребёнку:
1.     Смотрите на своего ребёнка как на самостоятельную личность.
2.     Говорите с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства, например, что купить, что поправить, что сэкономить, чтобы ребёнок чувствовал себя членом семейного коллектива.
3.     Всё время доказывайте своим поведением, что умеете держать слово.
4.     Держите себя так, чтобы ребёнок не боялся идти к вам с любыми вопросами, даже и тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.
5.     Раньше, чем пристыдить или наказать ребёнка, постарайся понять, по каким побуждениям он совершил свой поступок.
6.     Не обращайтесь с ним все время как с маленьким ребёнком.
7.     Не балуйте его и не делайте то, что он мог бы сделать сам.

Помните!
Воспитывая ребёнка, оба родителя и остальные родственники должны действовать согласовано.











                                                            Уважаемые родители!
Предлагаю  вашему вниманию 
серию мультфильмов "Мир без насилия"
для совместного просмотра с детьми


                                           














«ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ» 
  Основные международные документы, касающиеся прав детей.
Декларация прав ребенка (1959).
Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.
Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (1993)
Кодекс Республики Беларусь «О браке и семье» (1999).
Кодекс Республики Беларусь «Об образовании» (2010)
Декрет Президента Республики Беларусь 24 ноября 2006 г. N18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»
  В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
   Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.
 Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правами  и свободами в области семейных отношений:
 - жить и воспитываться в семье;
 - знать, кто является его родителями;
 -на проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит его интересам) и на заботу с их стороны;
 - на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением;
 - на всестороннее развитие;
 - на уважение человеческого достоинства;
 - на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками; сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстремальной ситуации, то есть попавшим в следственный изолятор, больницу и т.д.;
 - на защиту;
 - на выражение собственного мнения;
 - на получение фамилии, имени, отчества;
 - на получение средств, к существованию и на собственные доходы.
Советы родителям.
    Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.
 Ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
  Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт присутствия в семье.
   Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.
   Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

 
         Ребенок учится тому, чему его учит жизнь
                                                        (Барбара Л.Вульф)

 
Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.
Если к ребенку относиться враждебно, он учится драться.
Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.
Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.
Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.
Если ребенка хвалят, он учится благодарности.
Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.
Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.
Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.

 
Заповеди мудрого родителя.
    Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность, не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась, не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.
   Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это неспособны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики. Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
      Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.
   Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей как информацию. Если разговор о том, что «Миша из второго подъезда непревзойденно играет на скрипке», происходит в присутствии вашего ребенка, вам в ответ тоже нужно что-то сказать. Важно, чтобы ваш ребенок знал: вы любите его таким, какой он есть!
  Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот, я старалась, а ты …», «Я вот лежу, болею, а ты …», «Я тебя растила, а ты …». Это, граждане родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая нечестная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная.
  Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут призвать малыша к стыду вполне уместно. Ведь на определенном этапе жизни эта эмоция играет важную и полезную роль тормоза, не позволяющего совершать неблаговидные поступки.
         Главное - не забывать, что у всего должна быть мера.

Комментариев нет:

Отправить комментарий