пятница, 26 октября 2018 г.


 «Психологический запрос  родителя психологу»

Какие бывают психологические запросы?
Как сформулировать запрос психологу?
С какими психологическими запросами обращаются родители?
Задать вопрос психологу
Подобные вопросы не редко возникают у тех, кто только собирается обратиться к специалисту за помощью.
Что такое психологический запрос?
С формулирования запроса начинается работа с психологом. По сути – запрос психологу – это жалоба или просьба предоставить информацию или конкретную психологическую помощь. В запросе отражается основная проблема. Пусть не всегда ясно, но все-таки то, о чем начинает говорить клиент, как правило, содержит причину посещения психолога. Вместе с психологом клиент уточняет свой запрос, формулирует проблему и свои пожелания – то, что он хотел бы достичь в работе со специалистом.
Работать без запроса сложно, поскольку невозможно решать все и сразу. Но не все бывает так просто. Иногда человеку просто плохо и он понятия не имеет, какой у него запрос. Значит начинаем работать с того что есть. Не редко в самом прояснении запроса уже содержится и значительная часть работы и значительная.

Какие бывают психологические запросы?
Любой запрос, с которым клиент обращается к психологу правелен сам по себе. Нет не правильных запросов. То, что беспокоит клиента — с тем он и приходит. В последующем, в работе с психологом, клиенты начинают понимать, что запрос может быть конструктивным и неконструктивным, поэтому как ожидания, так и сам запрос часто дорабатывается, переформулируется.
Пример неконструктивного и довольно часто встречающегося запроса психологу: изменить кого-то (мужа, ребенка), чтобы спокойный тихий ребенок стал активным, подвижным и наоборот. «Хочу быть всегда спокойной и не срываться на других» или «хочу перестать страдать».
Не редко запросы звучат таким образом, словно человек обращается к Золотой рыбке: «Сделайте так, чтобы ОН, чтобы ОНА…» Хочу, чтобы прошла болезнь или нарушение развития «исчезло». Чтобы «все стало хорошо».  Подобные запросы на «чудо» могут быть смело отнесены к разряду «магических», не реалистичных.
Запрос всегда содержит ожидания по отношению к психологу. Очень важно, чтобы ожидания были как можно более реалистичными. Так, например, ожидания, что ребенок с органическим поражением мозга станет легким для взаимодействия и обучения или ожидание, что подросток перестанет стремиться к самостоятельности и конфронтировать с родителями бывают далеки от реальности. А вот научиться эффективно помогать такому ребенку, растить его и раскрывать его возможности – вот это уже ближе к реальности. Примеров ожиданий, далеких от реальности можно привести много – проблемы отношений, которые нарастают уже не один год решаться за пару встреч. У ребенка измениться темперамент или генетически обусловленные особенности. Характер, свойства личности, складывающиеся годами вдруг, под каким-то чудодейственным влиянием психолога изменятся, невротические симптомы пройдут сразу сами собой, стоит только пару раз привести ребенка на встречу к психологу. Приближение ожиданий к реалистичности само по себе способствует не только коррекции запроса, но и зачастую изменяет сам ракурс проблемы.
Примерами конструктивных запросов психологу являются
запрос на получение информации,
запрос на помощь в понимании себя, на изменение собственного поведения, собственных качеств.
запрос на понимание причин проблем у детей и подростков, жизненных затруднений и поиск их решения.
запрос на понимание особенностей детей и подростков, своих отношений с ними и на поиск эффективных форм взаимодействия, воспитания
Запрос на исследование отношений с близкими людьми и их нормализация.
запрос на саморазвитие и развитие детей,
запрос на понимание и стабилизацию эмоционального состояния как своего собственного, так и своих детей.
Корректным для родителей является запрос психологу на то, чтобы помочь своему ребенку взрослеть и справляться с проблемами развития.

Как сформулировать запрос психологу?
Многие люди чувствуют и понимают полезность и порой необходимость обратиться к психологу, но плохо себе представляют, как рассказывать, о чем рассказывать, что может сделать другой человек для решения проблем, которые кажутся не разрешимыми. Далеко не всегда люди могут сформулировать, что они хотят.
Когда люди обращаются ко мне, то я предлагаю говорить так, как сам человек считает нужным. Люди не приходят просто так. Свою боль, переживания, сомнения, страхи — все посетитель приносит с собой и говорит так, как хочет, как может. В свободной форме посетитель описывает свои трудности, проблемы.
Когда человек говорит о себе, то уже в его высказываниях содержится информация и о том, что его беспокоит, и о том, как сам человек понимает сущность, причины возникших проблем, а также о том, какую помощь от психолога он ждет.  Постепенно, отвечая на проясняющие вопросы, вместе мы формулируем запрос, корректируем реалистичность и конструктивность ожиданий, определяем какие именно вопросы, проблемы станут фокусом совместной работы. В беседе уже на первых встречах запрос, а значит цели посещения, обретают большую ясность. Формулировка запроса является неотъемлемой частью работы. Как ни странно, но когда сама жалоба, обеспокоенность или проблема озвучивается вместе с психологом, она преображается в цель. Часто уже этого прояснения бывает достаточно, чтобы человек сориентировался в том, что происходит в его жизни.
Конечно же, не все решается сразу. Обычно запрос психологу, сформулированный совместно предполагает необходимость более длительного взаимодействия. Но эту необходимость определяет не психолог, а человек, который в определенной мере испытывает потребность пройти некоторый отрезок своей жизни вместе с психологом.
Запрос часто трансформируется в процессе работы, возникают сопутствующие вопросы и фокусы внимания. Но, тем не менее, на встречах мы придерживаемся той проблемы, которая послужила поводом для обращения.
Конечно же, если клиент приходит на встречу хотя бы немного подготовленным информационно, эмоционально, то ему легче точно и конструктивно определять сущность запроса. Так, например, некоторые посетители просто записывают на листок то, что их беспокоит, свои наблюдения, вопросы.
Собираясь с мыслями и готовясь прийти на консультацию один момент все-таки очень важно понимать: психолог не читает мыслей и не догадывается за клиента о том, что ему надо и о том, что его беспокоит. Психолог не может отвечать на вопросы, которые не заданы. Не может за вас решать, что главное. Только Вы сами можете принимать решения в своей жизни, Ваша жизнь остается в Ваших руках. Только Вы сами сможете решить, что Вам нужно, важно и как поступать. Работа психолога заключается в том, чтобы Вы смогли это делать более осознанно, а значит более эффективно. Уверенность, стабильность чувств и отношений, личная эффективность, решение проблем возникает тогда, когда Вы начинаете разбираться в том, что происходит в Вашей жизни, в отношениях с близкими и в Вас самих вместе со специалистом.

С какими запросами к психологу обращаются родители?
Поскольку ко мне часто обращаются с детьми, то, разумеется, запросы на то, чтобы «ребенок стал слушаться», перестал заикаться или грызть ногти, начал спокойно спать, очень распространены. Но, как ни странно, сами по себе эти запросы не вполне конструктивны. Ведь на самом деле – все подобные жалобы отражают, как правило, следствие чего-то.
Конструктивно ли работать со следствием, не понимая и не затрагивая причин?
А вот причина, а значит и подлинный запрос, и ресурс для преодоления болезненного проявления, в большинстве случаев находиться как раз в окружающих взрослых. Это не значит, что у детей нет проблем или «во всем виноваты родители». Конечно же, нет! Просто, чтобы ни лежало в основе появления болезненных симптомов у детей – для решения обязательно необходимо участие родителей. Именно в родителях скрыт наибольший ресурс и возможности помочь своему ребенку или подростку. Вместе мы раскрываем эти возможности и ресурсы. Даже в родительских ошибках, в незнании, в непонимании (которые неизбежны и нормальны сами по себе) уже скрыт огромный ресурс для помощи ребенку. Ребенок, подросток все время находиться под влиянием отношений с родителями, даже когда он в детском учреждении или гуляет во дворе. К психологу приводят ребенка на час, максимум два в неделю. Значимость отношений, а значит и влияния на личность ребенка не сопоставимы. Тем более, что ни один психолог не может и не должен занимать место самых близких людей для ребенка. Вот и получается, что качество отношений с родителями является решающим для формирующейся личности. Вместе с психологом, на встречах, родители могут найти причины, решения, ответы и новые возможности для более успешного взаимодействия с ребенком.
Круг проблем и вопросов, с которыми обращаются к психологу, значителен. Но, как правило, специалисты имеют свои приоритеты и специализацию. Поэтому своего специалиста, конечно же, надо найти.
Для многих уже бывает понятно, что в кабинете психолога чудес не происходит, что работа с психологом требует личных систематических усилий самого клиента.
Многие клиенты понимают, что невозможно изменить личность, отношения или качество жизни пару встреч, между делом забежав на консультацию. Какова бы ни была причина обращения, собираясь к психологу, нужно знать, что необходима собственная мотивация и готовность решать проблемы.
Неотъемлемой частью работы с психологом является запрос на информацию. Для многих клиентов бывает важно услышать не просто мнение со стороны, но и квалифицированную оценку происходящего. Более подробно о том, как осуществляется психодиагностика можно прочесть здесь. Запросы психологу, связанные с потребностью лучше понять себя, разобраться в происходящем, изменить собственное поведения, отношения, улучшить качество собственной жизни,  в большей степени связаны с психотерапевтическим взаимодействием. Запросы, предполагающие развитие качеств и способностей детей, собственных навыков в большей степени решаются на развивающих занятиях, тренингах или психологических консультациях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий